В 2025 году поисковая выдача Яндекса заметно изменилась. Часть изменений была заметна всем пользователям – например, появление ответов Алисы. Ряд нововведений был не так заметен широкой аудитории, но при этом сильно повлиял на SEO-индустрию.
Одним из таких изменений стало усиление защиты поисковой выдачи от ботов и автоматического парсинга. Эти ограничения существовали и раньше, с их развитием собирать данные из «живой» выдачи становилось всё дороже и сложнее, а для многих SEO-сервисов — практически недоступно. SEO-сервисы постепенно переходили на использование Yandex Search API (Yandex AI Studio. Search API) как основного источника данных, а 2025 укрепил его позиции «стандарта».
Yandex Search API (Yandex AI Studio. Search API) — сервис, позволяющий отправлять запросы к поисковой базе Яндекса и получать ответы в формате XML или HTML. Сервис предназначен для разработчиков и вебмастеров и помогает организовать поиск по сайту, группе сайтов или интернету, а также дает возможность отслеживать позиции сайтов по поисковым запросам в поисковой выдаче Яндекса
Сервис позволяет получать данные в двух форматах — XML и HTML. Наибольшее распространение получил XML, его чаще всего выбирают SEO-сервисы, считая более удобным решением. Но так ли это на самом деле? В чём различия между двумя форматами, преимущества и недостатки каждого? Давайте разбираться.
Search API XML
Search API XML – XML-файл в кодировке UTF-8, содержащий результаты поиска по заданному поисковому запросу.

XML-формат удобен: быстро, дёшево и стабильно. Но у него есть фундаментальное ограничение — он отражает только позиции сайтов, игнорируя остальные элементы выдачи: ответы Алисы, специальные элементы (например, товарные блоки), рекламу и динамические места. То есть аналитика сервисов, работающих по XML, строится вокруг органической выдачи. Только вот пользователь всё реже видит её в чистом виде.
Наши исследования поисковой выдачи летом 2025г. показали:
- в сфере e-com подавляющее большинство пользователей при поиске товаров сталкиваются в Яндекс с товарными блоками и могут выбрать товар не перебирая варианты на сайтах в выдаче
- также в нише e-com все активней проявляются Динамические места – новый рекламный формат, который отвлекает внимание пользователей
- все чаще появляются в выдаче блоки с ИИ ответами от Алисы, особенно это заметно по информационным запросам и инфо-проектам
Не учитывая все перечисленные элементы, XML даёт достаточно упрощенную аналитику, всё менее отражающую реальную картину и конкурентов за внимание пользователей.
Search API HTML
Search API HTML – HTML-файл с результатами поиска по заданному запросу, идентичный HTML-странице соответствующей поисковой выдачи на главной странице Яндекс Поиска в режиме инкогнито.
Результат запроса в HTML-формате содержит больше данных, чем результат аналогичного запроса в XML-формате: результат в HTML-формате включает в себя рекламу, спец. элементы показа (например, товарные блоки), ответы Алисы, а также другие элементы, которые могут появиться в поисковой выдаче. HTML-формат ответа регулярно обновляется вместе с форматом поисковой выдачи Яндекса.

Очевидно, HTML позволяет получать более полные данные. Почему же подавляющее большинство SEO-сервисов использует как источник данных XML, а не HTML? Дело в том, что HTML требует от команды сильной экспертизы по работе с данными и более мощной инфраструктуры. Как итог – работа с HTML существенно дороже и сложнее, чем работа с XML
Как устроен сбор данных в SEOWORK?
Полнота данных XML ограничена и не обеспечивает платформу, а парсинг живой выдачи при новых усиленных механизмах защиты Яндекса перестал быть рациональным решением – он нестабилен, дорог и плохо масштабируется. Именно поэтому осенью 2025 года мы приняли стратегическое решение перейти на получение данных через Yandex Search API в формате HTML.
Полнота и качество данных — ключевая ценность для нас
Мы применяем и вслед за меняющейся выдачей совершенствуем собственные технологии полного разбора HTML — со всеми блоками и элементами. Технически это более сложный путь, но именно он в итоге обеспечивает пользователям платформы
- возможность анализировать всю поисковую выдачу, а не только позиции
- понимание реальной картины поиска, а не её упрощённой версии
- готовность к тому, как поиcк будет выглядеть в 2026 году
Подводя итоги
В 2025 году Yandex Search API фактически закрепился как стандарт получения данных для SEO-сервисов.
При этом выбор формата внутри API напрямую влияет на качество аналитики. XML остаётся простым и доступным решением, но отражает лишь часть поисковой картины. В SEOWORK мы сделали ставку на HTML-формат, как источник данных, который позволяет работать с полной версией выдачи — со всеми её элементами и изменениями, и обеспечивает более точное понимание поиска.


