Колдунщики — убийцы CTR?

Можно потратить значительные усилия, чтобы залететь с проектом в ТОП, а KPI не достигнуть. Парадокс? Увы, нет. Сегодня на трафик, который сайта получает из поисковых систем, влияет не только его позиция в органической выдаче, но множество других  факторов наличие рекламы, привлекательность сниппета, наличие колдунщиков. Как работают последние? Можно ли получать от них пользу? 🤔

Будем разбираться в этой статье, а аналитику для нее собрал и подготовил Андрей Ефремов, Директор по развитию SEOWORK

Матчасть

Начнем с теории — без нее никуда.

Колдунщики — это любая неорганическая вставка в поисковую выдачу, которая призвана решать какую-то задачу пользователя  

Из забавного: Яндекс сам отмечает, что Google в плане работы с колдунщиками более лоялен и менее навязчив. На самом деле это так и есть, и чуть позже мы это увидим.

Колдунщики крайне полезны для пользователя, но, с точки зрения SEO-специалиста или сайта, который привлекает трафик из органики – это еще один конкурент.

Все мы знаем, как выглядит типовая поисковая выдача – это рекламные блоки и органические результаты, но также в ней могут появляться видео, панель знаний и прочие блоки вне органики.

Например, вот так выглядит скрин выдачи Яндекса по вполне реальному поисковому запросу. 

Что мы отмечаем:

  • Яндекс заметил опечатку в запросе и автоматически её исправил. Этим занимается отдельный колдунщик,с точки зрения пользователей явно полезный.
  • Быстрый ответ, который показывается сразу над выдачей, сформирован на основе конкретной статьи, и тоже полезен, особенно информационным запросом. 
  • Справа видим блок «Карточка объекта» или «Карточка знаний».
  • Блок картинок тоже привлекает к себе внимание. 

Если посмотреть на выдачу в целом, то увидим, что органические результаты здесь сильно теряются: первая позиция занята Википедией и “зажата” между разными колдунщиками, и где-то внизу экрана – отличные от Википедии результаты выдачи. Очевидно, по данному запросу трафика из органики сайты получают совсем немного.

А что в Google?

В качестве примера рассмотрели выдачу по общему запросу, у которого может быть  много интентов (другими словами, непонятно, что конкретно ищет пользователь). 


Поисковик подумал, что это название какого-то географического объекта или заведения, поэтому включил локальный поиск – это обозначено в самом верху.
Справа видим карточку знаний — это карточка клипа. 

Так же, как и в Яндекс, для органической выдачи места совсем немного: на первый экран попадает Википедия, а остальных сайтов не видно вообще.

Невольно задаешься вопросом – неужели всё так плохо в органике? Как часто встречается такая картинка и как сильно влияет на CTR и на переходы по органике?

Обратимся к исследованиям.

Что говорят исследования

По данным SEMrush, каждая четвертая поисковая сессия на десктопе остается без кликов, т.е. каждый четвертый пользователь вводит запрос, но никуда в выдаче не переходит. Очевидно, либо он получил ответ, либо передумал что-то искать. 

В мобильных устройствах эта цифра хоть и ниже, но тоже весомая.

В ходе другого исследования оценивали, как меняется CTR в зависимости от наличия или отсутствия колдунщика (или их набора) в Google. 

Обратите внимание на синюю линию на графике — это среднее падение CTR относительно первого места. Мы видим, что по всей выдаче CTR сильно падает от первой до десятой позиции. Но что здесь важно и интересно — это наличие некоторых сочетаний блоков колдунщиков, которые сильнее среднего влияют на SEO.  Не только факт наличия какого-то колдунщика оказывает влияние, но и их сочетание.

Еще пара примеров из исследования.


При наличии колдунщика «Отзывы» CTR каждой позиции (оранжевый столбик) в ТОП10 снижается, причем достаточно сильно. Вывод очевиден: если колдунщик встречается в выдаче по запросу, то переходов на сайт по этому запросу мы получим, скорее всего, сильно меньше.

Но есть контрпример: наличие колдунщика «Панель знаний» или «Карточка знаний»  снижает в выдаче CTR только у первых двух позиций. Начиная с третьей, четвёртой и далее, CTR значимо не меняется, и даже чуть улучшается. Вероятно, пользователи в карточке знаний не получили ответ на свой запрос и двигаются по выдаче дальше.



Какие промежуточные выводы можно сделать? 

  1. Каждый четвёртый запрос остается без кликов!
  2. В Google мы наблюдаем конкуренцию сайтов в выдаче и колдунщиков.
  3. На CTR влияет не только наличие колдунщиков, но их комбинации, и это влияние может быть разным.

Но есть и хорошие новости: в России сайты в выдаче Google  перестали конкурировать с рекламными блоками, на которые согласно исследованиям, приходилось до 6% всех переходов из выдачи. Таким образом, отсутствие рекламы в Google может давать в сумме больше 40% CTR первой позиции.

А что же происходит в Яндекс? 

Каких-либо достоверных исследований по российским поисковым системам нет и Андрей Ефремов, директор по развитию SEOWORK, предложил команде провести свое исследование.

Исследование колдунщиков в выдаче 

Под руководством Андрея команда собрала данные по выдаче для более чем миллиона запросов. БОльшая часть запросов была коммерческой. Данные собирали в двух поисковых системах, по мобильным и десктопным устройствам за полгода (январь-июль 2024г.), а затем визуализировали их на дашбордах.

Что же мы увидели?

Первое, что мы поняли — колдунщиков много, их десятки! И новые появляются регулярно! Полным списком мы уже делились в блоге — в этой статье.

Во-вторых, мы увидели, что Google чаще показывает колдунщики: для более чем половины всех запросов выдача в Яндекс остается без колдунщиков, тогда как в Google колдунщики не показываются лишь для 10% запросов.

В информационной тематике в обеих поисковых системах колдунщики показываются чаще, чем в коммерческой тематике.


Есть ли какие-то закономерности в зависимости от типа колдунщика? Как видим на дашборде, да! В Google лидирует колдунщик «Похожие запросы», которые показываются на десктопе очень часто.

 

 

Как уже отмечалось выше, важно не только наличие колдунщиков в выдаче, но и в каком сочетании эти колдунщики показываются. Мы убедились, что, действительно, в выдаче часто встречается несколько различных типов колдунщиков, выявили, что Google гораздо чаще, чем Яндекс, комбинирует колдунщики между собой и определили ТОП наиболее популярных сочетаний. 

 

.

 

В ходе анализа данных обнаружили интересный факт для информационных запросов:
колдунщик «Нулевая позиция» по ним очень часто встречается в Google и  достаточно часто – в Яндекс. 

Это важно, и вот почему.

Давайте посмотрим на колдунщики, которые есть и у Яндекса, и у Google, и на то, как они себя ведут по разным запросам.

 

Колдунщик «Видео»

Начнём с колдунщика «Видео». Он есть у Яндекса и Google, показывается примерно по одинаковой доле запросов. 


Интересно отметить динамику: доля запросов, по которым показывается колдунщик «Видео», снижается в Google с начала года. В Яндекс мы наблюдаем всплеск и также отмечаем дальнейшее снижение и последующую стабилизацию.

 

Колдунщик «Картинки»

Одним из самых популярных колдунщиков в обеих поисковых системах остаются «Картинки». Google показывает их практически в каждой третьей-четвертой выдаче, тогда как Яндекс — лишь в каждой десятой.

 

 

Колдунщик «Карточка объекта»

Ещё один колдунщик, который  есть и у Google, и у Яндекса, называется «Карточка объекта» (Карточка знаний). Google включает ее в выдачу стабильно, тогда как в Яндекс очевиден тренд  на снижение показов.



Мы обещали поделиться примерами колдунщиков, которые реально перетягивают на себя большое внимание пользователей.

Встречайте! 

 

Колдунщик «Вклады»

Он есть только у Яндекса и выглядит как агрегатор внутри выдачи. Пользователь может задавать необходимые параметры и выбирать соответствующие  банки, то есть на этой выдаче он можно полностью закрыть свою потребность, например, выбрать вклад и перейти в конкретный банк. 

 Стоит отметить: почти половина всех запросов, связанных с вкладами, содержит этот колдунщик, и динамика показов тут достаточно уверенная. Несложно предположить, что если колдунщик есть, то у всех органических результатов, которые под этим колдунщиком находятся, показатели CTR не сильно высоки.

 

Колдунщик «Ипотека»

Еще один пример из финансовой отрасли. Этот колдунщик представляет собой гибрид калькулятора и агрегатора (по аналогии с вкладами). Тут пользователь тоже может провести какое-то время за выбором наиболее подходящего варианта и закрыть потребность на этом колдунщике, не переходя более никуда. Динамика роста показов у этого колдунщика еще более уверенная, чем у «Вкладов».

 

Колдунщик «Образовательные курсы»

Онлайн-образование — сейчас очень популярная тема. У Яндекса ещё в 2023г.  появился колдунщик «Образовательные курсы», который представляет по сути агрегатор и показывается либо сразу после рекламы, либо в самом верху выдачи. 

То есть любой человек, увидевший его, будет больше обращать внимание на те вкладки, которые здесь представлены, чем на органические результаты. 

Примечательно: в Яндекс.Справке можно найти инструкцию, как попасть в этот колдунщик! То есть Яндекс описывает, какой именно файл нужно подготовить, как его отправить в Яндекс, чтобы школа показывалась в этом колдунщике. Это точно стоит взять на заметку всем командам, которые продвигают образовательные проекты!

 

Колдунщик «Врачи»

Еще один уникальный колдунщик, который есть только у Яндекса. Как видно из скриншота, при этом колдунщике даже нет намёка на органическую выдачу! Продвигаться тут сложно. 


Вместе с тем, доля запросов, по которым показывается этот колдунщик, невелика, в районе 16% и, что немаловажно, Яндекс также дает инструкции, как в этот колдунщик попасть.

 

Колдунщик «Лучшие цены»

По факту, это набор товаров в поисковой выдаче, подменяющий органические результаты. 

Этот колдунщик часто показывается по коммерческим запросам. Если вы продвигаете интернет-магазин, то вам стоит его изучить и поработать с ним, тем более что у Яндекса также есть справка, как в него попасть.

 

Колдунщик «Рецепты»

Колдунщик «Рецепты» относится к очень узкой нише, но те, кто в этой теме продвигается, должны понимать, насколько он важен. Три картинки с ссылками в выдаче внизу — это колдунщик, и он покажется для 95% тематических запросов!


Команда SEOWORK провела масштабное исследование, проанализировав разнообразие колдунщиков в поисковой выдаче для запросов из различных ниш. В этой статье мы представили лишь несколько примеров, но на самом деле их значительно больше и вы можете ознакомиться с ними самостоятельно 🙂

 

Получить результаты исследования

 

Общие выводы:

  • Колдунщики показываются не всегда: у каждого пользователя может быть своя картинка выдачи,
  • Показы колдунщиков волатильны: изменения могут происходить как на дистанции в полгода, так и в течение дня – колдунщик может показываться, а потом пропасть. 
  • Постоянно появляются новые колдунщики,
  • И да, колдунщики сложно анализировать — на сбор и обработку данных нужен ресурс 🙂 

Что с этим делать и как подружиться с колдунщиками?

Как мы выяснили, колдунщики снижают CTR, но что с этим делать? Как оценить усилия, необходимые для попадания проекта в определенный колдунщик, и каков будет конечный результат?

Самый простой алгоритм выглядит так:

  1. оценить, по какому числу запросов проекта колдунщик/и показывается в принципе
  2. оценить, по каким запросам сайт уже есть в колдунщике
  3. оценить долю спроса, которую сайт еще не охватывает за счет колдунщиков
  4. просчитать потенциальный трафик, если сайт будет в колдунщике по всем запросам

 Дополнительно мы бы рекомендовали обращать внимание на показатели видимости (их значение может быть выше у запросов, по которым проект находится в колдунщиках) и, конечно, отслеживать, как обстоят дела у конкурентов.  

* * * 

Надеемся, нам удалось показать вам, что такой элемент выдачи, как колдунщики, действительно важен, что его можно анализировать и получать с его помощью дополнительный трафик для своего проекта.

А как оценить потенциал от попадания в блок колдунщиков? Рассказали в следующей статье:

Полезные кейсы